воскресенье, 11 августа 2013 г.

Домашняя коллекция матрёшек. Стили и направления

Сегодня будет рукоделие, но не моё, а гораздо более высокого полета:

Я хочу рассказать о коллекции матрёшек моей бабушки.
Однажды, я ее спросила, с чего началось ее увлечение? Оказалось, поначалу она была относительно равнодушна к этим куклам. Потом кто-то подарил одну-другую, и постепенно матрёшки заняли почетное место в бабушкином доме и завоевали ее сердце.
Что касается меня, то знаю досконально каждую представительницу бабушкиной коллекции, ведь я росла рядом с ними! Честно говоря, в руках их держала всего два-три раза за всё детство, и то в моменты "генеральной уборки" или когда просила показать поближе самые интересные для моего детского восприятия экземпляры.
Теперь эта коллекция моя...


Я люблю матрёшек безусловно и всей душой. Ведь все мы любим и принимаем ближе то, с чем выросли. Но, что интересно, никогда никто из нас дома не задавался вопросом, почему все матрёшки такие разные? Что играло ключевую роль в их форме, цвете, стиле?
Некоторое время назад я решила изучить историю матрёшек, чтоб разобраться какие из моих домашних экземпляров откуда к нам пришли. И была поражена! Мало того, что теперь я знаю про основные стили в росписи. Так еще и оказалось, что все они так или иначе представлены среди бабушкиной коллекции.
О чем и хочу вам рассказать. Надеюсь, это будет интересно, несмотря на некоторое отступление от тематики моего блога.
 
Русская матрёшка появилась на рубеже ХIХ и ХХ веков, так что вся история насчитывает немногим более ста лет. Не буду писать подробно о том, кто и как создавал первые матрёшки, но если кому-то интересно, как пример могу привести вот эту хорошую статью. Тут кстати и про основные стили росписи рассказано, о которых я тоже буду упоминать.

Итак, давайте знакомиться с моими матрёшками!
(дальше много фотографий и интересного текста)

Сначала покажу тех, чью принадлежность к той или иной школе я смогла определить почти наверняка (слава Интернету!)

Сергиево-Посадские матрёшки считаются самыми первыми, эта школа зародилась в 1900-х годах, и первая представила свои творения на суд международных выставок в начале 20 века.
В  те времена роспись матрёшек была достаточно проста в мотивах и исполнении. Роспись была сделана простой гуашью и лаком, цвета были простые и лаконичные.

Мои классические представительницы Сергиево-Посадских (или Загорских) матрёшек:



На самом деле вторая по величине не помещается в самую большую матрёшку. Так что либо первая, либо вторая не из этого набора.  Жаль теперь уже не узнать подробностей...

А это еще две представительницы, совсем старенькие. Большая вся потрескалась, видимо когда-то однажды намокла... А маленькая на самом деле составлена из двух разных частей. Куда делись другие половинки - неизвестно.


После успеха Сергиево-Посадских матрешек, появилась новая мастерская, чьи творения стали носить название Семеновские матрешки (город Семенов Нижегородской губернии). Эти матрёшки имеют более "традиционный" вид. Почти неокрашенная основная часть куклы и яркий фартук в красно-желтых больших цветах на нем. Простые волосы на прямой пробор торчат из-под расписанных в горошек платочков.

Классический большой набор Семеновских матрёшек:



Еще один набор, совсем выцвели фартучки у первых двух. Хотя не уверена, что все они изначально из одного набора:


Это тоже Семеновские, маленький набор из трех штук:


Одиночные малышки, среди которых есть несколько Семеновских, хотя центральная совсем непонятно откуда родом...



К слову сказать, разметка на столе - это дюймовые квадраты, то есть примерно 2,5 см. Можно по ним ориентироваться в размерах матрёшек.

В той же Нижегородской губернии возникла еще одно направление. Это Полховско-Майдановская матрёшка (село Полховский Майдан). От Семеновских они отличаются более ярким цветом тела матрёшки, и более ярким фартуком, на котором обязательно изображены большие цветки шиповника.

Мои Майдановские матрёшки:


Посмотрите какие у них  кудрявые чёлки торчат из-под платочков!  (тут две крайние у левой границы кадра - это Семеновские, случайно забрели в компанию к соседкам) :)

Еще две малышки:


А это большие матрёшки! По центру -  точно Майдановская, в нее помещается подарочная бутылка какого-нибудь напитка. А правая и левая - похожи, но не уверена, к какой именно мастерской они относятся.


И Семеновские и Майдановские матрёшки расписывают анилиновыми красителями и покрывают лаком, в отличие от более простых Сергиево-Посадских, которых исторически раскрашивают гуашью.

Еще одно интересное  направление - Вятские матрёшки. От своих более южных соседок Вятскую матрешку отличает особенность росписи. Ее не только раскрашивают, но и инкрустируют ржаной соломкой!
Оказалось, у меня есть и набор Вятских матрёшек с соломкой:


А еще особенность этого набора в размере самой маленькой матрёшки: она сделана, словно из тоненькой спички!!! Видны только глазки и ротик. А ее старшая сестра при этом ненамного крупнее, но уже разъемная, что потрясающе! Вот именно эти малыши так привлекали меня в детстве. Мы садились с бабушкой и она осторожно раскрывала матрёшку за матрёшкой, пока не добирались до самой маленькой. А потом скорее все складывали обратно, чтоб случайно не потерять.:)

В общем-то,  на этом интернет исчерпывает свои знания по стилям росписи русской матрёшки. Но у меня осталось еще столько матрёшек и столько вопросов! Пришлось копать дальше. И на мое счастье я нашла еще несколько крупиц информации.

Оказалось, что среди народов Финно-Угорской группы есть несколько своих школ росписи матрёшек. Информации по ним совсем мало, и похоже, что в наши дни, уже все мастерские в этих районах не существуют. Но матрёшки-то живут!

Вот некоторые из них. (За  точную классификацию тут не ручаюсь, если мою статью будет читать  профессионал и найдет ошибки, с радостью выслушаю их!)

Это Марийские матрёшки (республика Марий  Эл, город Йошкар-Ола):


Обратите внимание, как интересно у них завязаны платки. Кстати, этот набор также содержит в себе матрёшек-малышек. И наравне с Вятским набором, я обожала рассматривать и этих красоток. Сейчас могу сказать, что этот стиль росписи с их платочками и кушаками мне очень нравится. Вот бы найти где-то еще представительниц этого народа!

А это соседи, то ли из Удмуртии, то ли из Мордовии. Точно так и не смогла узнать, потому что в разных статьях очень похожих матрёшек называют то удмуртскими, то мордовскими соответственно.


Очень интересная форма! А еще где-то прочитала, что когда было решено открыть матрёшечную мастерскую в Удмуртии (кажется), профессиональных художниц для росписи матрёшек не хватало, и работницы расписывали заготовки простыми горизонтальными линиями, отсюда и выработался такой вот "минималистичный" стиль. Не знаю правда или нет... :)

Вот еще несколько интересных "национальных" малышек. Когда фотографировала их, объединила в один кадр, так как решила, что все они относятся к каким-либо из бывших республик СССР:


После изучения вопроса, думаю, что две центральные тоже относятся к Финно-Угорам (Удмуртия или Мордовия).
Три сестрички правые - так и остались для меня загадкой, у каждой сзади по две косы (видно на следующем фото). Кто подскажет, может татарские?

А вот левые толстушки меня удивили! У них сзади клетчатые юбочки. И я почему-то решила, что это отсылка к каким-то народам типа молдаван или болгарам.

А оказалось они представительницы еще одной поздней (60-е года ХХ века) школы росписи - Воронежской. 
Причем их создательница наша с вами современница - Елена Матвеева. Привожу ее цитату, так как лучше, чем сам автор, и не расскажешь о всех особенностях этих необычных матрёшек:

«Форма воронежской матрёшки напоминает пасхальное яйцо. Я считаю, что такая форма обусловлена исторически: в Воронежской губернии в моде были дородные женщины с толстыми ногами (для чего надевалось несколько пар суконных носков). Вот эти "пышные" формы я одела в традиционный воронежский костюм. На голове матрёшки - большой ситцевый красный с яркими цветами платок. Такие платки в позапрошлом веке пользовались большой популярностью у воронежских модниц. Черная понева (юбка) матрёшки, прорисованная красными линиями, образующими клетки, символизирует чернозем и земельные наделы. Таким образом, абсолютно все детали одежды и аксессуары взяты от воронежского народного костюма»

Вид сзади Воронежских матрёшек и трех неизвестных сестер с косами :


Есть еще два небольших набора, которые я не смогла наверняка отнести к какому-то классическому стилю. Осмелюсь только предположить, что эта тройка, судя по согнутой руке и лаконичности раскраски, может принадлежать Сергиево-Посадской школе росписи:


А этот набор ко всему прочему еще и изготовлен с помощью выжигания, но так же достаточно лаконичен в сюжетах. Может тоже Посадские?


Остались несколько одиночных матрёшек, интересных по форме и содержанию. Часть из них функциональны!

Современные матрёшки: брелок, две подставки под зубочистки и свистулька. К какой-либо из классических школ их уже сложно отнести, но все равно имеют место быть...


Или, вот, занимательная троица: современная стройняшка из Пскова и две матрёшки из моего детства: дородная женщина в пёстром платке, по совместительству - игольница. А справа  опять какая-то национальная тематика, но чья именно - не знаю.


А в этом кадре слева две матрёшки-неваляшки: в голубом платке маленькая и в большая желто-красная. Справа брошь с тремя миниатюрными Семеновскими матрёшками. А так же еще одна матрёшка-игольница в национальной стилистике (Какой? Нашла похожих в интернете с подписью "Молдавская матрёшка").

 
Вот и всё. Посчитала, чуть больше ста матрёшек!

А еще есть всякие сувениры с околоматрёшечной тематикой. Чеканка:


Картинка с элементами выжигания:


 А еще, набор кофейных ложек с симпатичными матрёшками на  ручках:



Надеюсь, мой рассказ получился и познавательный и красочный!
В следующий раз расскажу о том, в какую сторону хочу развивать коллекцию, и какие еще куклы мне интересны. :)



20 комментариев:


  1. Зачиталась.
    Спасибо огромное.
    Очень интересно и позновательно.
    А коллекция просто шикарная!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Мне очень приятно, что Вам понравилось!

      Удалить
    2. Полина, будьте любезны укажите даты приблизительно изготовления вятской матрешки. Спасибо Наташа

      Удалить
    3. Наталья, я, к сожалению, не знаю(((

      Удалить
    4. Ах как жалко, у меня точно такая же вятская, а я и года то выпуска не знаю как так как матрешка была найдена неожиданно в помойке знаю что куплена была кем то в магазине березка так как еще бумажка приклеена и написано березка 12 00 а вот в каком году? Загадка..

      Удалить
    5. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  2. Прекрасная коллекция.Интересный рассказ. Все таки есть что-то родное в этих матрешках, из детства. У меня была Семеновская матрешка, как я поняла из рассказа. Спасибо за обзор,Полина).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв, Наталья!

      Удалить
    2. Спасибо , большое удовольствие на них смотреть.
      Искала, собственно, с соломкой. У подружки в детстве была , так вот мы сильно удивились, открыв однажды последнюю крашеную матрешку. Еще сильнее мы удивились , когда и ту что вытащили из нее ОТКРЫЛИ. И там была еще одна не крашеная. Но с соломкой )) мааленькой такой. У Вас точно последняя не открывается?)

      Удалить
    3. Нет весь комплект показала, как есть.))) Возможно, что-то потеряно...

      Удалить
  3. Как здорово увидеть единомышленников, я тоже коллекционирую матрешек, 70 штук уже

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Классно, можно пообщаться на этот счет, у меня в тексте есть упоминания парочки матрешек, о происхождении которых я не знаю и нигде не нашла, может быть у Вас тоже есть подобные, или информация о таких школах росписи. А Вашу коллекцию можно где-нибудь посмотреть? Можно в почте пообщаться polinakuts@gmail.com

      Удалить
  4. Добрый день, Полина. Зачиталась про вашу коллекцию. У моих родителей есть матрешки вятские, тоже в детстве очень их любила разбирать-собирать, если интересно могу прислать фото, самый маленький такой же как у вас, а за ним такой же, но с челочкой)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, конечно! Присылайте на почту! Она указана в профиле))

      Удалить
  5. Hello,
    I am from Belgium and I really like your blog. I don't understand Russian but I admire your nesting dolls. A while ago I bought some nesting dolls on a flea market (pictures on http://pippa-pop.blogspot.be/2017/06/pippa-op-reis-rusland-matroesjka.html). How can I know they are originals? They are made of wood and some have some cracks, so they don't seem fake... From google translate I understood nesting dolls can originate from many regions in Russia. Do you recognise the type of my dolls?
    I made a little blogpost on nesting dolls. On the internet I found out that there also exist giant dolls (made for an exhibition in Paris in 2010 and later moved to a shopping mall in Moscow). Do you know anything about this dolls? Do they still exist?
    Is there something I should mention about nesting dolls in general in my blogpost for the Belgian public, something interesting that you know about them?
    Many greetings
    Katelijn

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Hello, Katelijn!
      Thank you for you letter here to me!
      I will read your blog, it is very interesting for me.
      I don't know a lot about big dolls in Moscow... Think they are still at that mall.
      The main interesting information about russian nesting dolls is different styles of painting. There were several regions with tradition of making nesting dolls. I think, it will be interesting for your readers to know about different between that painting schools... You can find that information in my article by translating it in google..
      I will answer you about your dolls in a few minutes!

      Удалить
    2. Katelijn, I have already answer in your blog about your dolls. Hope my answer will be apears there.
      Copying it here for any case:


      At your pitures are:
      1 photo: Semenovskaya matreshka + Maydanovskaya + Semenovskaya.
      2 and 4 photo: Semenovskaya matreshka (all of them)
      3 photo: Maydanovskaya matreshka (all thee)
      I think so...
      All your dolls are real. In the our time nobody makes this kind of painting...
      Thank you for your article.



      Удалить
    3. Thank you for your help :-) I will make the changes in my article. Kind regards, Katelijn

      Удалить
  6. Анонимный4 июня 2017 г., 15:23

    Спасибо ! хорошая статья ! Не так давно, я неожиданно, стал обладателем 2 старинных матрешек, по этому возникло желание узнать - хотя бы примерно - где, кто и когда их изготовил. По этому и наткнулся на вашу статью. Каково было мое удивление - когда в вашей статье, я не просто много узнал о вашей коллекции, матрешках и их изготовлении, НО..... и нашел " СЕСТЕР! ОДНИХ ИЗ ВАШИХ МАТРЕШЕК " повидему они были изготовлены на одной фабрике и в одно и тоже время ...так как стиль письма , изготовление ( способ предварительного выжигания контура - а самое главное почти идентичная роспись моих матрешек - полностью совпадает с вашими. Жалко что - этот сайт не дает возможности добавить фотографии матрешек что есть у меня. Для более детального сравнения. Мои матрешки отличаются от ваших - лишь - выражением лица , что возможно говорит о другом мастере что прорисовывал эти матрешки - роспись одежды - практически - идентична ! Огромная редкость - найти в таком большом мире - такое совпадение, учитывая то что я живу в Испании , и матрешки "нашлись " именно здесь за 6000 км от места их изготовления. Ели учесть что матрешки изготовлены в примерно в 60 годах, так как выглядят очень старыми -то получается что они появились в Испании еще во времена "Железного занавеса".
    В обще я думаю что - не правильно и обидно что - этому искусству - как роспись матрешек - уделяется так мало внимания. Матрешки знаю по всему миру - а вот возвести их в культ - коллекционирования и собирательства как к примеру марки , фарфор или другие изделия 19-20 века - пока не удалось. К примеру - коллекции и собирательство - пластиковых человечков из Майкельсона или картонные карточки футболистов - ЕСТЬ, а движения по матрешкам НЕТ. Обидно и жалко - так как матрешки даже своим видом - символизируют - только все самое хорошие и доброе в нашей жизни. Тем более изготовлены из экологического чистого и приятного на ощупь материала как дерево.
    Еще раз спасибо за вашу статью , если вышлите мне ваш Емаил - могу послать вам фото - моих матрешек , для сравнения.
    с уважением Айван
    Испания. Провинция Аликанте

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Айван! Спасибо за вашу историю! И за то, что написали сюда и на почту. Хоть у нас с вами уже продолжился диалог в письмах, отвечаю и здесь, чтобы ваш подробный и интересный комментарий не остался тут без ответа. А в письме сейчас отвечу)))

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...